I. ВВЕДЕНИЕ
Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей» (далее по тексту МАП) - старейшая и авторитетнейшая общественная организация предпринимателей России, созданная и зарегистрированная в 1989 году.
С 1991 года название «Московская» означает не региональную принадлежность Ассоциации, а местонахождение ее штаб-квартиры. Налаживаются региональные и международные связи. Формируются отделения и представительства. Создаются подведомственные предприятия для реализации уставных задач МАП.
Сегодня, меняющиеся условия ведения предпринимательской деятельности требуют принципиально нового подхода к организации работы общественных объединений предпринимателей и работодателей при выполнении ими широкого спектра задач - от активного участия в экономическом развитии страны до решения конкретных задач рядового предпринимателя.
При этом декларируемая в последнее время со стороны власти всемерная поддержка бизнес-сообщества сопровождается принятием нормативных актов, которые практически загоняют его в тень или ставят на грань ликвидации, что значительно усложняет функционирование всех общественных объединений предпринимателей и требует адекватной реакции на быстроизменяющиеся условия работы. Именно поэтому принципиально невозможно без определенной гибкой политики при одновременно жестком отстаивании стратегических и тактических интересов собственников, и менеджеров высшего звена.
В настоящее время подавляющее большинство предпринимателей, имеющих политические или общественные интересы, а также время и средства для их реализации уже входят в объединения предпринимателей. Неохваченным остается наиболее рациональный слой средних предпринимателей, реально занимающихся делом и не имеющих ни времени, ни особых интересов для работы в какой-либо организации без четко определенных целей и задач. Эту достаточно многочисленную и потенциальную прослойку можно реально привлечь только практической ориентированностью деятельности МАП.
Настоящая Концепция, не претендуя на универсальность предлагаемых решений и охват всего спектра проблем бизнеса, тем не менее, призвана систематизировать накопленный опыт работы, определить стратегические и тактические цели, методологию деятельности и принципы построения системы управления, а также задачи и приоритеты перспективного развития МАП.
II. Основы стратегии Московской ассоциация предпринимателей
По принципиальным соображениям, не стремясь стать политическим движением или партией, выражая интересы своих членов, МАП, тем не менее, не отказывается от активного участия в политической жизни страны, в том числе подготовке и проведении в жизнь важнейших законодательных инициатив, влияющих на развитие бизнеса в России.
Однако самостоятельная политическая деятельность ограничена возможностями МАП именно как общественной организации. Поэтому для решения тактических, стратегических и политических задач МАП максимально использует возможности ближайших политических партнеров и консолидирует свои усилия по продвижению интересов предпринимательства в целом с любыми другими общественными и политическими организациями в соответствии с федеральными законами и нормами международного права.
Учитывая накопленный опыт работы, экспертный и аналитический потенциал, твердую ориентированность на решение практических задач действующего предпринимателя, промышленника и банкира, МАП принципиально ограничивается разработкой и постановкой концептуальных вопросов, а не их политическим продвижением.
В соответствии с решением VI Съезда МАП, для осуществления наиболее полноценного и эффективного подхода к реализации задач по поддержке интересов бизнеса и, с одной стороны, защищая интересы своих членов как товаропроизводителей, а с другой - как класс работодателей МАП созданы Некоммерческое Партнерство «МАП», Союз работодателей малого и среднего бизнеса, работающие как единый механизм с единым органом управления и состоящий из:
- непосредственно Московской ассоциации предпринимателей, работающей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. - является общественной организацией, объединяющей физические и юридические лица, общественные организации.
- Некоммерческого партнерства «Московская ассоциация предпринимателей» в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» № 7 от 12 января 1996 года - это организация с членством юридических лиц, созданная для содействия ее членам как производителям товаров и услуг.
- Союза работодателей малого и среднего бизнеса, созданного в соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей» №156 от 27 ноября 2002 г., осуществляет взаимодействие Союза, работающего от имени профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в рамках социального партнерства, от имени МАП и НП МАП.
Базовым элементом остается МОО МАП, фактически являющейся многоотраслевой организацией федерального уровня, объединяющая в своих рядах на добровольной основе членов предпринимательского сообщества как физических, так и юридических лиц. Деятельность МАП, имея общероссийский статус, оказывает содействие усилиям общества, бизнеса и власти в достижении становления гражданского общества, экономического процветания и стабильности, в том числе и на федеральном уровне. Фактически, большинство проводимых мероприятий МАП имеют статус федеральных, общероссийских и международных.
МОО «Московская ассоциация предпринимателей», Некоммерческое Партнерство «МАП», Союз работодателей малого и среднего бизнеса (далее в тексте именуемые единым словом Ассоциация) имеют единые органы управления, нормативно-правовую базу, коррелированную данной Концепцией.
Каждая ветвь деятельности Ассоциации имеет специализированную направленность и концептуально объединена общей идеей и задачами, стоящими перед организацией в целом. Работа по всем направлениям проводится в соответствии с Законодательством Российской Федерации и нормами международного права и максимально обеспечивает защиту интересов членов Ассоциации.
Для осуществления более эффективной и профессиональной части работы на базе профильных комитетов созданы саморегулируемые организации: НП СРО МОСМО «Стройкорпорация», НП «Содействия развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции» и другие.
Ассоциация взаимодействует с организациями, представляющими интересы бизнес-сообщества, выбирая для себя наиболее удобные формы сотрудничества.
III. Цели и задачи Московской ассоциации предпринимателей
Основной задачей Ассоциации является дальнейшее развитие системы, доступной в решении вопросов административной и взаимной поддержки интересной для предпринимателя и позволяющей ему решить вопрос увеличения собственных доходов и уменьшения расходов.
Стратегической целью Ассоциации является активное содействие предпринимателю, промышленнику и банкиру в процессе получения ими прибыли с последующим ее использованием не только в личных, но и в общественных интересах.
В соответствии с этим стратегические задачи Ассоциации строятся на:
Важнейшими тактическими задачами современного периода являются:
IV. Особенности статуса Московской ассоциации предпринимателей и её членов
В соответствии с настоящей Концепцией субъектами деятельности Ассоциации являются предприниматели, собственники предприятий и бизнес-организаций. При этом дальнейшее их деление по формальным признакам (страна регистрации, место регистрации в данной стране, правовая форма собственности, уровень оборотов и доходов, освобождение от налогов и т.д.) не влияет на правовой статус в Ассоциации.
В связи с исторически сложившимся на сегодняшний день положением Ассоциация в среде прочих общественных организаций предпринимателей по ряду причин наиболее полно выражает интересы именно Московского малого и среднего бизнеса при его взаимодействии с остальными предпринимателями, представителями власти всех уровней и регионов.
Однако Ассоциация по своей сути является многоотраслевой организацией предпринимателей и принципиально не только не отказывается от сотрудничества с представителями крупного бизнеса и предприятиями иных форм собственности (например, государственными) или местоположения (международными и региональными), но и выражает на взаимовыгодной основе их интересы.
Практическая ориентированность настоящей Концепции позволяет Ассоциации при наличии системы сдерживания (балансов) правильно секционировать членов, а прагматичность политики позволяет являться достойным выразителем интересов и эффективным рабочим инструментом московского бизнеса, в то же время, привлекая наиболее активную часть региональных и зарубежных предпринимателей.
Следует отметить, что в современных условиях практически невозможно провести точную грань между общественно-политическими, деловыми и личностными интересами предпринимателя в процессе его деятельности. Поэтому интересы субъекта предпринимательства можно определить через интересующие его направления деятельности, которые можно условно разделить на властные, общественно-политические и коммерческие.
К властным объектам, взаимодействие с которыми представляет интерес для среднего слоя предпринимательства, относятся:
Планомерное долгосрочное взаимодействие с крупными объектами исполнительной и законодательной власти (Администрация Президента, аппарат Правительства РФ), как показала практика, не представляет серьезного интереса непосредственно для большинства рядовых предпринимателей и, как правило, наблюдаются лишь разовые контакты. При отсутствии у представителей бизнеса явно выраженных политических интересов надо понимать влияние решений, принимаемых этими органами управления на предпринимательство, поэтому эти контакты требуют серьезного внимания Ассоциации с точки зрения представления интересов предпринимательства в целом и организации системной работы. Поэтому организован постоянный контакт, в том числе на уровне руководящих органов Ассоциации, руководителей комитетов, вице-президентов Ассоциации.
Особый интерес достаточно значительной части предпринимателей, сотрудничающих или намеревающихся сотрудничать с регионами, представляют взаимоотношения с региональными администрациями и подконтрольными им структурами (администрации областей, районов, городов и т. д.), а также их представительствами в Москве.
К общественно-политическим объектам, представляющим интерес для среднего слоя предпринимательства, относятся:
К коммерческим объектам, представляющим интерес для предпринимателя, можно отнести как самих предпринимателей, промышленников и банкиров (независимых либо состоящих в каких-либо организациях предпринимателей, в том числе с целью организации групп и объединений), так и коммерческие объединения предпринимателей различной формы, их дочерние и зависимые предприятия. Следует отметить, что данный интерес может проявляться как внутри самой Ассоциации (для налаживания горизонтальных связей), так и извне. При этом интерес предпринимателя не ограничивается объектом более высокого уровня развития (например, для использования в качестве инвестора), но и распространяется на более низкий уровень (например, для размещения заказа на комплектующие изделия).
Ассоциация в настоящее время выполняет важную функцию связующего звена между объектами и субъектами его деятельности при взаимном продвижении интересов, прежде всего среднего слоя московского предпринимательства и московской структуры управления. Реализация положений настоящей Концепции позволит Ассоциации в связи с ее дальнейшим развитием стать еще более мощной организацией на федеральном и региональном уровнях, выполняющей функцию посредника как между властными, общественно-политическими и коммерческими структурами, так и между самими предпринимателями.
V. Способы реализации стратегических целей и тактических задач Московской ассоциации предпринимателей
Возможность достижения стратегических целей Ассоциация имеет лишь один приемлемый способ реализации — действительная массовость ее членов, то есть массивную членскую базу, дающую Ассоциацию устойчивость в случае неблагоприятных внешних политических и экономических воздействий. В современных условиях развития предпринимательства возникла необходимость довести членскую базу Ассоциации до следующих показателей:
Охват опосредованным влиянием Ассоциации приблизительно 50% московских предпринимателей с достаточно массовым региональным представительством в перспективе должен привести к росту членов до 30% в Москве и достаточно значительному на периферии, в результате чего значение и влияние Ассоциации ещё более возрастет.
В настоящее время Ассоциация располагает всеми технологическими возможностями для достижения данной цели. Однако сложность вопроса заключается не в формировании привлекательных для предпринимателя планов и даже не в необходимости последующего охвата ими значительно рассеянной и потенциально ни во что не верящей аудитории, а в возможной деформации пакета идей, интересующих предпринимателя (Концепция) и методов их практической реализации (Приложения к Концепции) при увеличении членской базы. Из-за увеличения объемов существует реальная опасность нарастания тенденции подмены реальной работы разговорами о нематериальных активах (практически политизация Ассоциации с вырождением ее в общественно-политическую организацию либо в клуб по интересам с последующим нарастанием центробежных сил), в результате чего она может перестать иметь практическое значение для того массового слоя предпринимателей, чьи интересы она должна выражать.
Решением данной проблемы является ориентированность и практическая привязанность Концепции деятельности Ассоциации к интересам рядового предпринимателя, промышленника и банкира.
В этом случае особый интерес для него представляют следующие практические функции Ассоциации:
Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и другие функции Ассоциации (общественно-политическую, благотворительную, обучающую и т. д.), не имеющие одномоментного практического применения, но позволяющие выполнять глобальные общественные или политические задачи (например, формировать образ современного предпринимателя и т. д.).
Следует отметить, что в современных условиях развития отечественного бизнеса вышеперечисленные практические функции столь тесно переплетены, что их вычленение по группам носит достаточно условный характер.
VI. Основные направления формализации и структурирования деятельности Московской ассоциации предпринимателей
Одним из необходимых условий эффективной работы в плане реализации практических функций Ассоциации является секционирование членской базой. Для этого все состоящие в Ассоциации и вновь принимаемые члены в соответствии с их желанием и заявлением должны быть определены в одну из категорий:
Все члены Ассоциации после оплаты вступительного и ежегодного членского взноса (независимо от перечисления в одно из основных выбранных юридических лиц, образующих ассоциацию) получают:
В особых случаях, учитывая заслуги перед Ассоциацией оплата вступительного и членского взносов вновь вступившего в члены может быть отложена на 1 календарный год. В этом случае член Ассоциации получает временный сертификат, документально подтверждающий его членство в течение календарного года. К обязанностям такого члена относятся:
Для данной категории участие на безвозмездной основе в специальных проектах и мероприятиям Ассоциации не распространяется.
Ассоциированный член является пассивным членом, не состоящим в Комитетах и не ведущим активной работы. К обязанностям ассоциированного члена относятся:
Управление, учет и решение проблем ассоциированного члена относятся к компетенции исполнительной дирекции Ассоциации.
Действительный член является активным членом, состоящим и ведущим работу в Комитетах Ассоциации. К обязанностям действительного члена относятся:
Действительный член оплачивает добровольные взносы на развитие деятельности одного или нескольких Комитетов Ассоциации.
Управление, учет и решение проблем действительного члена относятся к компетенции председателя и ответственного секретаря соответствующего Комитета Ассоциации при непосредственном контроле со стороны исполнительной дирекции.
Полный член является активным членом Ассоциации.
К обязанностям полного члена относятся:
Полный член участвует в финансировании специальных проектов исполнительной дирекции, Президента, Совета руководителей комитетов.
Управление, учет и решение проблем полного члена относятся к компетенции Президента и Совета руководителей комитетов при активном участии исполнительной дирекции.
Почетный член Ассоциации - почетное звание. Почетный член является пассивным членом, принятым за заслуги перед Ассоциации без приобретения прав и обязанностей в ней.
Прием членов и управление членской базой Ассоциации осуществляется по принципу частичной децентрализации системы управления в соответствии с утвержденной нормативной базой.
По принципу частичной децентрализации производится управление дочерними коммерческими предприятиями Ассоциации (действующими или создаваемыми для реализации программ или пополнения доходной части бюджета), а также системой «уполномоченных операторов Ассоциации» (коммерческих предприятий, не являющихся полной или частичной собственностью Ассоциации, но выполняющих работы по поручению исполнительной дирекции, руководителей Комитетов, Президента или Совета руководителей комитетов на договорных началах).
VII. Структура и административное обеспечение деятельности Московской ассоциации предпринимателей
Высшим руководящим органом Ассоциации является Съезд, который созывается не реже одного раза в пять лет. Съезд избирает Президента сроком на пять лет и Совет.
Совет Ассоциации (далее по тексту - Совет) является попечительским, консультативно-совещательным, коллегиальным, выполняющим представительские функции с целью повышения общественно-политической роли Ассоциации.
Структурными подразделениями Ассоциации, подчиняющимися непосредственно СРК и выполняющими функции накопления, учета и организации работы с действительными членами, а также сторонними организациями, являются Комитеты во главе с руководителями (в обязательном порядке являющиеся полными членами Ассоциации, действующими предпринимателями и выполняющие обязанности на общественных началах). Штатно-должностные структуры Комитетов разрабатываются и обеспечиваются их председателями и утверждаются Президентом Ассоциации. При необходимости в составе Комитета Ассоциации создаются комиссии и другие формы организации деятельности ее членов.
В зависимости от степени важности деятельности для Ассоциации Комитеты подразделяются на базовые (имеющие значение для всех членов) и профильные (имеющие локальное значение).
Комитеты обслуживают не только своих членов, но и региональные и зарубежные компании, являющиеся членами Ассоциации, в случае обращения по специфике деятельности, оговоренной в Постановлениях о создании комитета.
В отличие от Комитета, работающего на постоянной основе и самофинансировании, Комиссия Ассоциации не является административной формой накопления членов и создается для решения отдельных вопросов (функциональных и организационных) и выполнения задач, возникающих в процессе деятельности Ассоциации. В состав комиссии могут привлекаться и специалисты, не являющиеся членами Ассоциации.
Исполнительная дирекция является исполнительным органом и действует на основании Положения, утверждаемого СРК, и подотчетна в своей деятельности Президенту, Совету Ассоциации и СРК.
Президенту подчиняется генеральный директор исполнительной дирекции, назначаемый на освобожденной основе и отвечающий за организационно-правовую и хозяйственную деятельность исполнительной дирекции Ассоциации.
Генеральному директору подчиняется аппарат исполнительной дирекции, формируемый в соответствии с целями обеспечения функций, и соподчинены ответственные секретари Комитетов и Комиссий Ассоциации.
Основными направлениями деятельности исполнительной дирекции Ассоциации являются:
В состав исполнительной дирекции входят функциональные и проектные дирекции, работающие по Типовому положению о дирекциях и выполняющие функции, оговоренные в распоряжении об их создании.
Штатные и внештатные представители Ассоциации во властных и общественно-политических структурах выполняют функции организации корпоративных связей и лоббирования интересов Ассоциации.
Оптимальное сочетание в структуре управления Ассоциации действующих предпринимателей, работающих на общественных началах, и администрации, работающей на освобожденных должностях, позволяет Ассоциации оставаться живой предпринимательской организацией, не вырождаясь в «чиновников от предпринимательства» и в то же время, не скатываясь к слабоуправляемой организации клубного типа.
VIII. Принципы формирования бюджета Московской ассоциации предпринимателей
В современных условиях принципы формирования бюджета зависят не только от положений действующей Концепции, но и от выбираемых руководством Ассоциации в соответствии с текущими задачами технологических схем по их реализации, тем обеспечивается гибкость текущего бюджета. Бюджет носит, с одной стороны, консолидированный характер (для удобства и управленческой политики), с другой стороны — разделенный (взаимно независимые бюджеты Комитетов и исполнительной дирекции при достаточно жесткой координации их политики).
Доходная часть бюджета Ассоциации состоит:
Расходная часть бюджета Ассоциации направляется на:
Часть расходов на специальные мероприятия и целевые благотворительные программы финансируются из внебюджетного фонда Президента Ассоциации, формируемого на основе добровольных пожертвований и спонсорских взносов и управляемого непосредственно Президентом.
Бюджеты Комитетов формируются приоритетно на основе добровольных взносов действительных членов, постоянных и разовых целевых дотаций (в рамках выполнения общих программ и проектов), а также других возможных источников. Бюджеты Комитетов разрабатываются их руководителями в соответствии с планами их деятельности и утверждаются Президентом Ассоциации. Особенностью бюджета Комитетов является перекрестное взаимное финансирование бюджетов Комитетов между собой в рамках собственных и совместных программ.
Комиссии Ассоциации не имеют отдельных бюджетов и финансируются из бюджета на основании отдельных решений СРК. С точки зрения отчетности бюджет Ассоциации носит консолидированный характер (включает бюджеты Комитетов и Комиссий). На основе исполнения бюджета формируется бухгалтерский баланс.
IX. Заключительные положения
Настоящий документ является общей Концепцией деятельности Ассоциации и не носит всеобъемлющий характер, так как многие вопросы деятельности не затронуты не в полной мере, а лишь обозначены. Детализация отдельных вопросов (которые в совокупности с Концепцией и составляют полную действующую Концепцию деятельности Ассоциации) ввиду большого количества нормативно-методических и технологических документов в основной массе предназначена для сотрудников Ассоциации и исполнителей, задействованных в мероприятиях по их выполнению.
Полезная рассылка от "Московской ассоциации предпринимателей"
Нажимая кнопку «ПОДПИСАТЬСЯ», я даю своё согласие МОО «МАП» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
© 1989-2023 Межрегиональная Общественная Организация «Московская Ассоциация Предпринимателей»
Адрес: 109004, Москва, улица Станиславского, дом 22, строение 2
Телефоны: (495) 912-32-64, 911-38-39, map@moomap.ru
Студия Wide-Art: создание сайта